Данный Информационный сайт посвящен Священной долине Каракол и отражает этнокультурную особенность ландшафта Каракольской долины, духовно-экологическую и научную ценность его традиционного Знания, при этом не является официальным сайтом государственного учреждения "Каракольский природный парк "Уч Энмек" 

Историко-культурное наследие

В сокровищнице Каракольской долины хранится много интересностей. Профессионально разработанные экскурсионные маршруты и фольклорные программы помогут вам приоткрыть завесу тайны, которая окутывает археологические памятники, расположенные на территории Каракольской долины, и мировоззрение алтайского народа.

На протяжении 18-19 веков путешественники и ученые, посещавшие Алтай, писали о грандиозных каменных насыпях, о каменных кольцах и оградках, таящих в себе неизвестные факты истории древних цивилизаций. Раскопки курганов начались со второй половины 19 в. На сегодняшней территории парка были раскопаны царские курганы Туектинского и Башадарского комплексов. В итоге были найдены несколько ледяных линз, которые через две с половиной тысячи лет донесли до нас предметы органического происхождения: изделия из дерева, кожи, войлока, тканей. Очень хорошо сохранились мумии великих воинов и жрецов, тела которых были украшены удивительными и загадочными татуировками. Эти раскопки позволили детально реконструировать культуру скифов, живших на территории Алтая более трех тысяч лет назад. Но местное население воспротивилось дальнейшему проведению археологических работ, аргументируя свою позицию тем, что курганы играют очень важную роль в жизни планеты — транслируют тонкие энергии и древнее знание через время и пространство. И действительно, дальнейшие научные исследования, которые проводились уже физиками, геологами и культурологами, показали, что большинство сакральных центров Алтая представляют собой ритуальные площадки, которые не имеют захоронений, их предназначения — геопсихического характера.

Подобные комплексы сооружались в особых местах, так называемых «местах силы», отмеченных геологическими аномалиями, необычными геофизическими полями. Разные человеческие культуры использовали такие места для общения с Высшими силами Вселенной. Эти культовые сооружения поддерживали благополучие проживающего здесь народа, гармонизировали отношения человека и природы. Исследователи священных объектов древности сходятся во мнении, что уже во времена эпохи бронзы (3-2 тыс. до н.э.) существовали каноны и правила поиска, разметки и сооружения ритуальных комплексов. Вероятно, занимались этим специально подготовленные люди — жрецы или геоманты, знавшие основы сакрально-планировочного искусства, своеобразного алтайского варианта Фэн-Шуй. Подобные храмово-ритуальные комплексы, отдельно стоящие алтари, астрономические сооружения отличаются от аналогов городской культуры тем, что они органично встроены в природный ландшафт.

Каракольская долина стала местом локализации целой системы комплексов каракольской, афанасьевской, скифской и тюркской культур.

Урочище Башадар является самым значительным во всем Алтае по количеству и многообразию структурных элементов. Здесь находятся царские курганы, стелы, петроглифы, кольцевые выкладки и тюркские курганы с балбалами. Кольцевые выкладки Башадарского курганного комплекса колоссальной дугой, состоящей из более чем ста колец, охватывают девять царских курганов и около пятидесяти малых и средних курганов. При проведении геофизических исследований на Башадарских курганах были обнаружены аномальные излучения — «магнитный диполь большой интенсивности и небольшого размера». Кроме того было замечено, что время от времени магнитное поле сильно меняется — амплитуда колебания в 10 раз превышает амплитуду магнитных бурь. Также диполь реагирует на присутствие людей.

Эффект аномальных излучений и вариаций магнитного поля был выявлен и при проведении геофизической сьемки другой курганной системы Каракольской долины — урочища Соору. Древняя легенда гласит, что в курганах Соору обитают злые духи — алмысы. Если курганы раскопать, то освобожденные алмысы вселяться в людей, как духи войны и будут разжигать распри. Начнутся ужасные кровопролития, и Земля не выдержит их злобной силы. Перед началом природных катаклизмов или войн, алмысы показываются из курганов в виде черных козлят.

Помимо погребений, важнейшим памятником истории культуры Алтая являются петроглифы. Время их создания от неолита до средневековья. Обычно петроглифы наносились на южные склоны скальных выходов. Юг и восток издревле почитались в сезонных обрядах охотников тайги в честь возрождающейся природы. Как правило, такие алтари на массивных плитах и скальных выходах с большим количеством выбитых и выгравированных рисунков служили святилищами племени. Эти сакральные ансамбли формировались в течении столетий. Петроглифы несут важную информацию о древнем мире:  это молитва в художественном образе, зачатки письменности, смысловой центр древнего охотничьего святилища. Этот феномен представлен композицией возле села Бичикту-боом.

Помимо охраны археологических объектов администрация парка считает своей целью сохранение нематериальных памятников культурно-исторического наследия. В их число входят:

Кай — особая манера исполнения героического эпоса гортанным способом (так называемое, горловое пение) в сопровождении топшура — двухструнного или четырехструнного музыкального инструмента в виде домры. Играя на топшуре, кайчи-сказитель озвучивает топот копыт лошадей, пение птиц, рев зверей, звон ударов сабель и т.д. Большой ритуальный кай исполняется в течении нескольких дней и ночей.

Чорчок — бытовые сказки. Алтайские сказители воспринимают сказку как реально происходящее событие и относятся к ее исполнению как к особому магическому ритуалу. Сказки исполнялись во время церемоний почитания духа гор (хозяина Алтая), жертвоприношений, охотничьих и погребальных обрядов. Алтайцы считают, что «сказку любой человек не расскажет. Не то сказка где-нибудь его подкараулит и сделает плохое… поэтому сказку не многие знают».

Диангар — особая форма исполнения молитвы нараспев. Поющий благословляет и высказывает свои благие пожелания Хозяину Алтая, духам местности и гостям.

А также легенды и сказания, которые передают традиционные знания о способах взаимодействия с природой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

ИНФ-АБРАЗИВ: bukocamp.com/ . Купить Гидроциклон
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Уч Энмек © 2017 Все права защищены