Данный Информационный сайт посвящен Священной долине Каракол и отражает этнокультурную особенность ландшафта Каракольской долины, духовно-экологическую и научную ценность его традиционного Знания, при этом не является официальным сайтом государственного учреждения "Каракольский природный парк "Уч Энмек" 

ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИИ

Статья опубликована в:

ЕВРАЗИЙСТВО: ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРА. ЭКОЛОГИЯ. (ISSN 2311-4150) Выпуск 4.

УДК [39+572](063)(47+57). 

Д.И. Мамыев, директор этно-природного парка «Уч-энмек», с. Онгудай, Республика Алтай, 

email: danil-mamyev@yandex.ru

Традиционные основания становления современного этнокультурного пространства Евразии рассматриваются как условия политической стабильности и социального прогресса. Традиционные знания, по мнению автора, являются информационным комплексом  невидимых взаимодействий человека с окружающей средой, и в процессе исторического развития формируются как свод  традиций и обычаев.

Ключевые слова: этнокультурное пространство Евразии, традиционные знания, священные земли.

В условиях становления демократического правового государства в Российской Федерации стал осознаваться на новом уровне полиэтнический и поликультурный характер общества, что с неизбежностью влечет за собой необходимость уважать культурное разнообразие как условие политической стабильности и социального прогресса. Коренные народы, проживающие на территории РФ, являются неотъемлемой частью истории и культуры России, ее национального состава в целом, и их дальнейшее существование и развитие немыслимо без сохранения самобытности, традиционной структуры общества и его традиций. Одним из важнейших критериев и условий устойчивого  развития коренных народов является неразрывность понятий «сохранение историко-культурного наследия» и «охрана окружающей среды», воплощенных в понятии «Священная Земля».

Существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта (горы, озера, деревья, ключи и т. п.), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия коренного населения. Эти объекты имеют большое значение как особые места духовного единения человека с Природой и почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших эту традицию от своих предков, обладавших традиционными знаниями. Многие из них имеют большое научное значение как эталонные образцы элементов естественного ландшафта, играют значимую роль в сохранении биоразнообразия, а также являются основой для сохранения и развития культур коренных народов. Кроме этого, в настоящее время нами выявлены совершенно уникальные проявления влияния некоторых памятников культурного наследия, в т.ч. памятников археологии, не только на население, проживающее поблизости, но и действующие на более глобальные структуры планетарного уровня, например на магнитное поле Земли.

Однако, несмотря на сохранившиеся традиции народной охраны таких объектов, их становится все меньше. Многие уничтожаются в результате хозяйственной деятельности, либо от неорганизованного туризма и фанатичного паломничества. Особую актуальность приобретает охрана этих объектов в современных условиях, в связи с начавшимся разгосударствлением собственности на землю в пределах бывшего СССР.

Охрана сакральных объектов предполагает не только обеспечение сохранности их физико-географических или природных свойств, но и их сакрального содержания, защиту и уважение самого «духа местности», тех притягательных благоприятных энергетических свойств, которыми дорожат почитающие их люди.

На сегодняшний день в мировой практике существуют достаточно корректные рекомендации и правовые нормы  охраны священных территорий. Так, Статья 13 Конвенции № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» требует от правительств уважать культуру и духовную жизнь этих народов, их связи с землей и территориями, которые они занимают, и в частности коллективный аспект этой связи. Статья 14 обязывает также правительства государств принимать меры для определения гра­ниц земель, которые традиционно занимают соответствующие народы, и требует гарантирова­нной эффективной охраны их прав коллективной собственности и владения.

В нашей стране были разработаны Рекомендации по охране сакральных
природных объектов, подготовленные и одобренные Международной школой-семинаром «Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты», проходившей 27—30 мая 2002 г. в г. Киеве.

В условиях интенсивной индустриализации и информатизации общества, становления рыночной экономики и развертывания политической борьбы с особой остротой встает вопрос о выделении отдельной категории земель и типов памятников историко-культурного наследия как «Священные земли», сочетающих в себе весь комплекс историко-культурных и природных ландшафтов, ограниченных определенными правовыми нормами и законодательными актами. Важность этого вопроса с особой остротой осознается в свете современного территориально-политического альянса государств постсоветского времени в Евразийское содружество. Это требование времени, под которым обычно понимается вызов сложившейся ситуации в космопланетарных взаимодействиях. Именно силы взаимодействия (по Гумилеву пассионарные силы) во внешней среде вызывают те или иные социальные подвижки. Эти вызовы могут проявиться в социокультурном аспекте нашего сообщества в любом виде: как точка зрения и мнение политика высшего ранга, как меценатский поступок крупного миллиардера или возможно, как научное открытие, и т.д. Для правильной интерпретации этих «требований» или вызовов необходимо владение целостным знанием, которое предусматривает логическую и интуитивную составляющие нашего восприятия мира  или иными словами — научное и традиционное знание. Но, если про первую составляющую мы сможем сказать что-то внятное, то про вторую – интуитивную или традиционную, мы сможем лишь сказать, что она не доказана научно, хотя при этом признаем, что и научное знание основано на достаточно неустойчивых условностях, требующих коренного пересмотра.

Традиционное знание – это комплекс знаний о невидимых взаимодействиях человека с окружающей средой, проявленное в последствии, как свод  традиций и обычаев. И это знание, в силу определенных социально-политических ситуаций в истории народов Евразии, в настоящее время осталось в более целостном виде у этносов ведущих традиционный образ жизни и исповедующих изначальную религию тенгрианство. Ошибочно многие авторы называют их шаманистами или язычниками и идолопоклонниками. Но шаманизм, по сути, является практикоориентированой деятельностью коренных культур, основанной на тенгрианском мировоззрении. Нет шамана не поклоняющегося Отцу Тенгри и Матери Земле и не признающего их как источник своего знания.

Знание и познание этой невидимой, но ощущаемой силы воздействия среды на человека становится все более важным и значимым в наступившем веке, определяемом как Эпоха Огня и Синтеза. Об этом говорят не только предсказатели и шаманы, но и последние открытия в фундаментальной науке, например: в  астрофизике и физике тонких взаимодействий; в химии открыта  новая молекула, состоящая из атомов углерода — фуллерен. Фуллерен – это единственная на сегодняшний день молекулярная форма существования углерода. Природа объединила в одном этом объекте многие противоречивые понятия, принятые в современной научной картине мира. Фуллерен представляет собой связующее звено между органической и неорганической материей. Это и молекула, и частица, и кластер. Хотя, с точки зрения традиционных культур, все в мире обладает  жизнью: начиная от камня, лежащего у дороги и заканчивая космическими просторами. Таким образом, научное восприятие мира все больше и больше подходит к традиционному знанию, так же, как размываются границы между органической и неорганической материей, вернее размываются границы в их понимании.

При этом можно заметить, что органическая и неорганическая жизнь подходят к какому-то рубежу одновременно. Так же можно заметить, что и живая, и «неживая» материя прошли до этого рубежа принципиально схожий путь развития. Во всем этом просматривается единый принцип мироздания, который в древнетюркской культуре существовал как Тенгрианство. Современным языком это можно назвать как «общая теория материи». Но, так или иначе, все сказанное выше и предлагаемые догадки являются базовой основой традиционного философского знания коренных народов, которые зародились задолго до появления науки и находились в виде интуитивного (внутреннего) знания.

Поэтому, современные открытия, осуществляемые в науке, только подтверждают значимость этого знания, которое в течение многих веков оставалось не востребованным современниками. И сегодняшние открытия в различных областях науки требуют более детального и серьезного изучения традиционного знания в комплексе с ними, так как познать космопланетарное состояние окружающей среды и представить его путь развития в дальнейшем возможно лишь, используя «диалектический синтез» знаний. В противном случае, неадекватные действия человека в огромном вселенском взаимодействии могут привести к непоправимым социальным и экологическим последствиям.  И это касается особенно управленцев территориями и государствами, так как уже и официальной наукой доказано, что процессы происходящие в природной системе, отражаются на социальной сфере.  Поэтому сегодня для создания основ устойчивого развития Евразийского сообщества, необходима целостная государственная процедура легализации Священных земель и урегулирования их социально-экономических принципов, с учетом научного и традиционного знания, о чем мы говорили выше. Без установления этого наиболее важного и востребованного в современных условиях межкультурного и международного взаимодействия правового поля,  не стоит ожидать продуктивного уровня «содружества» в полиэтническом и поликультурном пространстве Евразии. Потому что, во-первых, не зависимо от религиозной и даже этнической принадлежности, большая часть людей, проживающих в этом пространстве, в силу сохранения знания о своих родословных истоках, так или иначе, признают значение особых мест в их жизнедеятельности. Во-вторых, в рамках достижений современной фундаментальной науки в области естествознания и гуманитарной наук, можно говорить о высокой степени значимости Священных земель в социальном и духовно-экологическом развитии сообщества людей и, возможно, отражения их деятельности на геопланетарном уровне. И в-третьих, носители традиционного знания, пока еще достаточно сильно осознают общечеловеческую и цивилизационную  важность возложенной на них миссии, и поэтому, любое нововведение они воспринимают сквозь призму этого знания: как оно отразится на их святынях – источнике и хранителе их знания или знания предков.

В настоящее время значение Священных земель в геопланетарном уровне и принципы использования их свойств традиционными культурами в генерации и трансформации энергии целостного Знания, научно обосновано. И этот факт очень важен при воссоздании Евразийского пространства. Цитируя известного русского философа и мыслителя Н. Бердяева, который, поддерживая евразийское подвижничество в целом, указывал на один из главных его «ядовитых и зловредных элементов» — национализм. Он говорил: «Ныне кончаются времена замкнутых национальных существований. Все национальные организмы ввергнуты в мировой круговорот и в мировую ширь. Происходит взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада. Прекращается автаркия Запада, как прекращается автаркия Востока. Эллинистическая эпоха действительно была эпохой «евразийской» культуры, но в том смысле, что в ней соединились Восток и Запад, Азия и Европа. Такого рода «евразийство» есть универсализм, подготовивший почву для христианства. Но современное евразийство враждебно всякому универсализму, оно представляет себе евразийский культурно-исторический тип статически — замкнутым. Евразийцы хотят остаться националистами, замыкающимися от Европы и враждебными Европе. Этим они отрицают вселенское значение православия и мировое призвание России, как великого мира Востоко-Запада, соединяющего в себе два потока всемирной истории»[1]. Далее он утверждал: «Их евразийская культура будет одной из замкнутых восточных, азиатских культур. Они хотят, чтобы мир остался разорванным, Азия и Европа разобщенными, т.е. они в сущности антиевразийцы. Евразийство остается лишь географическим термином и не приобретает культурно-исторического смысла, противоположного всякому замыканию, самодовольства и самоудовлетворенности. Задача, которая теперь стоит перед Россией, ничего общего не имеет с той задачей, которая стояла перед допетровской, старой Россией. Это есть задача не замыкания, а выхода в мировую ширь. И размыкание, и выход в мировую ширь вовсе не означает европеизации России, подчинения ее западным началам, а означает мировое духовное влияние России, раскрытие Западу своих духовных богатств. Так должен образоваться в мире единый духовный космос, в который русский народ должен сделать свой большой вклад» [1]. Подтверждая глубокую мысль Н. Бердяева о едином мировом духовном космосе и о вкладе русской культуры в его создание, необходимо заметить о том, что время неумолимо движется, и задачи, о которых говорил Н. Бердяев, также изменились со временем. Осознав свою симбиотическую близость и взаимозависимость, мы народы, проживающие в этом Евразийском пространстве поколениями, начинаем осознавать и духовную идентичность. И поэтому, в настоящее время этот вопрос стоит не только перед русским народом, но и народами, признающими себя коренными по образу жизни и по мировосприятию. Это те, о которых мой оппонент Н. Бердяев говорил как об отсталом, в ком преобладает кровь и плоть над духом: «Евразийцы дорожат русским язычеством, которое очень сильно было в старом русском быте. Думать, что этот быт может быть возрожден, значит не понимать характера нашей эпохи. Мы вступаем в эпоху новой христианской духовности. И религиозно реакционно все, что хочет преобладания крови и плоти над духом, что мешает победе духа над натурализмом. Возврат русского народа к самодовольству и самозамкнутости старой допетровской Руси есть задача не христианская, а языческая» [1]. Возможно, со временем культура «язычников» выросла, или в те времена они были искусственно игнорированы другими в силу которой их описывали и относились как «низшей» культуре. Но это не предмет сегодняшнего разговора. В силу космических (Тенгрианских) законов, эта культура, когда-то отверженная, подчиняясь закону возвратности истории человечества на определенную точку в цепи своего развития в силу «неправильности» в прошлом его решении, опять становится актуальным. И с высоты сегодняшней научной, философской и религиозной мысли, мы предлагаем и свой вклад в создании «мирового духовного космоса», о котором  говорил Н. Бердяев. Сегодня, знание коренных народов (читайте языческих), о значимости природной среды в духовном единении становится востребованным, т.к. с развитием науки, логического осмысления и восприятия мира, человечество смотрит не только на Мир по-иному, но и друг на друга. Коренные культуры могут дать, то, что другие потеряли в своем эволюционном развитии: знание о единстве Духа Земли и Космоса, о неразрывности плоти человеческой  от его Духовности, знание о Священных землях, как одном из важных источников знания о мироздании, о том знании, которое нельзя получить даже от Богочеловека.  Именно через такое единение проложен Путь единения в воссоздаваемом Евразийском пространстве.  Не изменив отношения к Земле, на которой мы живем, не признав в ней Духа, мы не сможем строить то, что основано на единении человеческого Духа. И в этом большая сила Священных мест.

По результатам проведенных комплексных научно-исследовательских и этно-экологических изысканий на территории ООПТ «Каракольский (этно)природный парк «Уч Энмек» Республики Алтай, издревле считающейся у алтайцев Священной землей,  есть все основания утверждать о том, что понятие «Священные земли» определяет  сгусток или катализатор общечеловеческих и общецивилизационных взаимодействий. И в будущем эти места, при умелом и правильном их использовании, могут стать центрами изучения и распространения нового мышления и знания, необходимого в наступающей эпохе как одно из условий дальнейшего существования.

Оказалось, что наличие археологических объектов в данной местности сложенных из магнитонасыщенных горных пород не простое совпадение, а реальная и конкретная, осознано созданная структура, ориентированная на магнитосферу Земли.  Все процессы, происходящие на планетарном уровне, начиная от мелкой ссоры и крупных конфликтов в социуме, до локальных землетрясений и глобальных экологических катастроф в природной среде, закладываются на уровне контакта солнечного ветра с геомагнитной сферой Земли. Древние строители курганных захоронений в Священной долине Каракол, обладая целостным знанием, закладывали магнитно-аномальные  строения не просто исходя от своего  желания или облегчения своего труда, а очень хорошо учитывали геолого-геофизическую структуру местности.  Учитывая возраст этих памятников, которые датируются 3-5 тысячелетием до нашей эры, и то знание, которое коренные культуры сегодня называют знанием предков, приходится констатировать факт присутствия в этих культурах высокой Духовности и Знания.

Поэтому, признавая факт особой значимости Священных земель для  правильной организации воссоздаваемого Евразийского пространства, осознавая особенность традиционного знания о функциональной значимости этих земель, а также, основываясь на  положениях нового миропонимания, необходимо незамедлительно принять комплекс мер по ограждению Священных земель от бытового использования и объявить эти места коллективным достоянием коренных народов. Также необходимо учитывать то, что никакие политические и экономические меры не будут стабильными в созданном пространстве, если не создавать систему образования, учитывающую традиционные знания и осуществляющую передачу молодому поколению знания Священных земель о целостности Мира и Человека.

 Библиографический список

1. Бердяев, Н.А. «Евразийцы» [Э/р]. – Р/д: http://www.vehi.net/

Referents

1. Berdyaev, N.A. «Evraziyjcih» [Eh/r]. – R/d: http://www.vehi.net/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Уч Энмек © 2017 Все права защищены